Признаки и симптомы депрессии у подростка

10.04.2024

Ваш подросток вдруг стал замкнутым, раздражительным, потерял интерес к учебе и друзьям? Вместо общения – захлопнутая дверь и звонки из школы, вместо улыбки – слезы? На пороге подросткового возраста многие родители сталкиваются со странным поведением своих детей: закрытость, непонимание, изменения в привычках. Что это: эмоциональные скачки из-за гормональной перестройки организма или депрессия, которую опасно игнорировать? В этой статье разбираемся, как отличить тревожные симптомы от нормальных изменений, связанных с взрослением, и как помочь ребенку в этот сложный период.

Признаки и симптомы депрессии у подростка

Что такое депрессия у подростков?

Подростковый возраст — это критический период развития человека с точки зрения возникновения психических расстройств. По статистике именно в этом возрасте они чаще всего заявляют о себе в первый раз.

Депрессию у подростков врачи описывают как состояние глубокой печали, усталости. К ним добавляется еще и то, что ребенок теряет интерес к жизни, нередко аппетит и сон. У него может появиться чувство собственной беспомощности и бесполезности. Этот диагноз ставится, когда в течение как минимум двух недель наблюдается стойкое изменение настроения, которое сочетается с другими симптомами. При этом проявления расстройства наносят ущерб повседневной деятельности: подросток начинает хуже учиться, реже общаться с друзьями, появляются конфликты в семье.

Депрессия неразрывно связана с негативом: подросток плохо относится к себе, к окружающему миру, ко всем внешним событиям, а еще формирует пессимистичную оценку своего же будущего. Такие дети, часто берут на себя ответственность за какие-то события, ожидают наихудшего исхода от своих поступков. С этим состоянием обычно человек не может справиться самостоятельно без квалифицированной помощи.

Причины депрессии у подростков

Одна из основных причин, которая может вызвать развитие расстройства — стресс. Дети в школьные годы могут сталкиваться с различными травмирующими их ситуациями: непосильные нагрузки, проблемы в отношениях со сверстниками или родителями, переезд на новое место жительства, разрыв романтических отношений, потери. Стресс накапливается, а способы избавиться от него знакомы не всем школьникам, что в итоге приводит к искаженному восприятию мира и создает все условия для формирования расстройств настроения.

Все множество факторов, которые влияют на психику и возникновение депрессивных симптомов, можно разделить на три большие группы:

  • Генетические. Если у одного или обоих родителей были случаи депрессии, вероятность ее развития у подростка тоже увеличивается. Генетические особенности могут влиять на баланс химических веществ — нейромедиаторов в мозге и повышать уязвимость к патологии.
  • Биологические. К ним относятся ненормальное содержание в организме гормонов, которые влияют на настроение, режимы сна и бодрствования, а еще патологические изменения в структурах головного мозга.
  • Социальные. Постоянные конфликты в семье и школе, отсутствие поддержки со стороны близких, травматические события, буллинг, дискриминация, любой вид насилия, социальная изоляция способствуют развитию депрессии.

Для подростков из группы риска характерны низкая самооценка, перфекционизм, стремление к идеалам, чувство неполноценности или страх провала. Они постоянно сравнивают себя с другими, не могут принять свои недостатки, не способны найти свое место в обществе.

Девочки чаще страдают от депрессии, чем мальчики, причем вероятность патологии значительно возрастает после полового созревания. Распространенность ее выше у тех, кто страдает хроническими заболеваниями, нарушениями питания.

Современный прогресс дополнил список причин, провоцирующих развитие депрессивных расстройств, еще одной — негативным влиянием социальных сетей. Появились понятия онлайн-запугивания, социального давления через сравнение, воздействие через опубликованные истории о самоубийствах на социальных платформах.

Симптомы депрессии у подростков

Симптомы у детей и подростков отличаются от таковых у взрослых. Дети реже, чем взрослые открыто жалуются на депрессию. Для них больше характерны лабильность (частая смена) настроения, повышенная раздражительность, вспышки гнева, жалобы на плохое самочувствие, социальная замкнутость.

Дети с депрессивным расстройством упорно избегают общения с друзьями, предпочитают проводить больше времени в одиночестве, отказываются от участия в общественных мероприятиях. Они неактивны, их речь замедлена, нередко они чрезмерно плаксивы. Подросткам в депрессии сложно концентрироваться, воспринимать и запоминать новую информацию, а потому у них чаще снижается школьная успеваемость.

Типичными для депрессии симптомами считают:

  • подавленное или раздражительное настроение большую часть дня;
  • снижение или отсутствие интереса ко многим видам деятельности;
  • потеря или увеличение веса или аппетита;
  • бессонница, плохое качество сна, постоянные кошмары или патологическая сонливость почти каждый день;
  • повышенное возбуждение или заторможенность, очевидные для других;
  • ежедневная усталость, упадок сил, отсутствие жизненной энергии;
  • чувство никчемности, беспричинной вины, безнадежности;
  • проблемы с принятием решений, снижается концентрация внимания;
  • цифровое самоповреждение — анонимное размещение оскорбительной информации о себе в интернете и на платформах соцсетей;
  • периодически возникающие мысли о смерти, причинении вреда собственному телу.

Особенность расстройства настроения у детей в том, что у них преобладают поведенческие нарушения. При этом процесс протекает в скрытой форме и прячется под масками различных соматических заболеваний.

Подростки в депрессии могут вести себя неадекватно, совершать поступки, не свойственные им в обычной жизни: заниматься вандализмом, нарушать правила в школе. Более старшие, чтобы почувствовать себя лучше или нормально, нередко прибегают к употреблению психоактивных веществ. Именно среди них часто и встречается суицидальное поведение. Они могут думать о самоубийстве, планировать его или даже пытаться покончить с собой. Суицидальные мысли и поведение характерны и для взрослых людей с депрессивным расстройством

Для маленьких детей больше свойственны жалобы на плохое самочувствие: боли, спазмы, повышение температуры. При этом головные, желудочные и другие виды боли не снимаются лекарствами, но облегчаются при переключении на положительные эмоции. Суицидальные мысли и нарушения сна среди дошкольников встречаются реже.

Существуют различия и в симптоматике у девушек и юношей. Для первых характерно сочетание с повышенной тревожностью, набором веса и усталостью. Парни больше склонны к формированию патологических зависимостей и негативному отношению к себе. 

Стадии и классификация депрессии у подростков

Депрессия относится к аффективным расстройствам или расстройствам настроения. Согласно международной классификации болезней (МКБ-10), разработанной ВОЗ, ее разделяют по варианту течения на:

  • единственный депрессивный эпизод;
  • повторяющуюся депрессию;
  • дистимию — проявляется более легкими, но продолжительными симптомами;
  • биполярное расстройство — психическое заболевание, при котором чередуются периоды повышенного настроения, активности, беспокойства — мании и угнетенного состояния, отсутствия интереса к жизни;
  • циклотимию — хроническое психическое расстройство, которое характеризуется периодическими изменениями настроения, но в более легкой форме, чем при биполярном расстройстве.

С учетом клинических проявлений подростковые депрессии делятся на:

  • Тревожную — сочетает в себе симптомы угнетенного настроения и тревожности, когда помимо прочего подросток испытывает постоянную тревогу, беспокойство, страх.
  • Анестетическую с характерным чувством пустоты, отсутствием эмоций и чувств. Подросток испытывает трудности с переживанием радости или грусти, описывает свои ощущения как «застывшие», «безжизненные».
  • Астеноподобную — характеризуется чувством физической и эмоциональной изнуренности, усталости, слабости. Наиболее характерные черты — заторможенность, трудности с концентрацией и принятием решений.
  • Реактивную, связанную с внешними обстоятельствами. Возникает как реакция на конкретные стрессовые ситуации или травмы, с преобладанием чувств беспомощности, отчаяния, гнева.
  • Психопатоподобную — характеризуется наличием психопатологических симптомов, таких как бред, галлюцинации, паранойя, неадекватной реакцией на окружающий мир.
  • Адинамическую — проявляется в потере интереса к жизни, утрате мотивации, апатии. Подросток чувствует себя безнадежным и безжизненным.
  • Дисфорическую, при которой человек испытывает одновременно смешанные чувства грусти, раздражения, тревоги.
  • Безрадостную, когда утрачивается способность испытывать радость и удовлетворение от жизни, и человек безучастен ко всему. [5]

По степени тяжести расстройства делят на легкие, умеренные и тяжелые. С увеличением тяжести состояния количество и выраженность симптомов нарастают, ухудшается прогноз заболевания.

Последствия депрессии у подростков

Для подростков, которые страдают от этого серьезного психического расстройства, последствия могут быть разрушительными, и оказывать серьезное влияние на их жизнь, здоровье и будущее. Считается, что у испытавших эпизод, а особенно у тех, кто не получил лечение, депрессия с большой вероятностью возникнет вновь, или разовьются другие психические заболевания.

Развитие расстройства настроения в подростковом возрасте указывает на проблемы адаптации у этого ребенка. Поэтому такие подростки часто испытывают определенные трудности во время перехода во взрослую жизнь. Именно у них повышена вероятность возникновения тревожных расстройств, тяжелых форм мигрени, формирования никотиновой и алкогольной зависимости.

Среди неблагоприятных последствий оставленной без внимания болезни у подростка:

  • социальная изоляция и отчуждение;
  • неспособность выстроить любые отношения – дружеские, романтические, семейные, профессиональные;
  • ухудшение результатов учебы, проблемы в школе, с законом;
  • высокий риск развития зависимостей от алкоголя, никотина, наркотиков;
  • повышенный риск суицидального поведения;
  • появление проблем со здоровьем.

Непролеченная у детей депрессия подрывает их эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие. Но самый страшный исход — попытки или совершение самоубийства из-за потери интереса к жизни и будущему. Здесь важно понимать, что предотвратить такие тяжелые последствия можно только вовремя обратившись за профессиональной помощью.

Диагностика

Чтобы поставить диагноз депрессии, опираются на типичные для болезни симптомы, которые должны длиться не менее двух недель. Для исключения других видов заболеваний, оценки тяжести психических нарушений, используют различные диагностические подходы:

  • беседа с пациентом, сбор семейного анамнеза;
  • тесты и опросники, позволяющие оценить состояние и выявить признаки депрессии у подростка;
  • лабораторные анализы и инструментальные исследования, чтобы исключить другие причины.

Установить диагноз депрессии среди подростков сложнее, чем у взрослых. Это связано с тем, что они часто отрицают существование симптомов или попросту испытывают трудности с выражением своих чувств и мыслей. Чтобы получить дополнительную информацию, врач может привлечь родителей, близких, учителей.

Специалисты, работающие с диагнозом

К специалистам, готовым помочь подростку в сложной психологической ситуации, относятся:

  • Психологи. Они проводят беседы, помогают понять причины состояния, разобраться в эмоциях, мыслях, поведении и обучают методам управления стрессом.
  • Психиатры ­— врачи, которые специализируются на психических расстройствах. Они выставляют диагноз, назначают терапию и следят за состоянием пациента в процессе лечения.
  • Терапевты — проведут диагностический поиск и, после исключения других патологий, направят к узкому специалисту.

Лечение депрессии у подростков

Своевременно диагностированную депрессию можно успешно вылечить. Основные методы лечения этого состояния следующие:

  1. Купирующая терапия. Направлена на устранение симптомов.
  2. Стабилизирующая, цель которой — закрепить и улучшить результат лечения. 
  3. Противорецидивная (профилактическая). Проводится, чтобы предотвратить повторные эпизоды депрессии.

Выбирая метод лечения, врач оценивает не только риски и преимущества различных терапевтических методик, но и учитывает риски, связанные с отказом от лечения. При легкой и умеренной степени тяжести депрессии наибольшую эффективность имеет психотерапия. 

В более тяжелых случаях для выздоровления не обойтись без назначения специальных лекарств — антидепрессантов, анксиолитиков. В современной практике чаще применяют селективные ингибиторы обратного захвата серотонина: селектра, прозак, пароксетин. Госпитализация и стационарное лечение рекомендуется пациентам, у которых присутствуют мысли о самоубийстве, был опыт употребления психоактивных веществ, членовредительства, подросткам с признаками тяжелой депрессии.

Профилактика депрессивных расстройств у подростков

Учитывая широкий спектр вероятных причин развития подростковой депрессии, профилактические меры должны быть комплексными. Эффективная профилактика предполагает формирование навыков, которые помогут справиться, если подросток попадет в тяжелую жизненную ситуацию. К ним относятся:

  • Способность понимать и выражать собственные эмоции, а также контролировать их.
  • Умение разбираться в причинах проблем.
  • Приобретение уверенности в собственных силах, способности принять правильное решение в сложной ситуации.
  • Умение замечать и адекватно реагировать на эмоции других людей.
  • Навык комфортного общения с другими людьми, способность поддерживать эти отношения.

Современным подросткам и их родителям доступна масса программ-тренингов, которые обучают как преодолеть страх, стресс, тревожность. Многие из них включают ролевые игры, во время которых прорабатываются различные жизненные ситуации и проблемы. Существуют также бесплатные и анонимные онлайн-чаты психологической помощи подросткам, телефоны доверия.

Эффективными мерами профилактики также будут:

  • Поддержка и понимание родителей, друзей.
  • Физическая активность, во время которой вырабатываются эндорфины — гормоны счастья, которые улучшают настроение.
  • Регулярный сон в достаточном количестве, налаженный режим дня, чтобы организм мог отдохнуть и восстановиться.
  • Общение и дружба. Подростку обязательно должно хватать времени, чтобы поддерживать связь с друзьями, участвовать в общественных мероприятиях.

Чтобы помочь ребенку с депрессией достаточно быть внимательным к нему, не игнорировать его проблемы, разговаривать с ним, проявлять эмпатию. Важно поддерживать его в поиске профессиональной помощи, участвовать в лечении, следить за приемом лекарств и выполнением рекомендаций специалистов.

Лечение депрессии у подростков

Главное о том, почему у подростков бывает депрессия и как им помочь

Подростковая депрессия возникает из-за сложного сочетания физиологических, психологических и социальных факторов. В диагностике и лечении важно придерживаться комплексного подхода с учетом индивидуальных особенностей каждого. Чтобы помочь подростку преодолеть депрессивное состояние необходимо:

  1. Понимать причины, знать симптомы, повышенное внимание уделять попадающим в группу риска — тем, кто перенес сильный стресс, у кого есть генетическая предрасположенность, соматические заболевания.
  2. Поддерживать ребенка во всех сферах, общаться, создавать открытую атмосферу для обсуждения чувств и проблем, чтобы ему было легче делиться своими переживаниями.
  3. Осознать важность и эффективность профилактических мер — активного образа жизни, навыков управления стрессом, правильного питания, сна и донести это до подростка.
  4. Не пренебрегать помощью профессионалов, обращаться к психологу, психиатру. Если подросток высказывает мысли о самоповреждении или самоубийстве — реагировать немедленно.

Источники:

  1. Симптомы депрессии и тревоги у подростков во время пандемии COVID-19: продольные данные COMPASS Гохари, Махмуд Р. и др. Журнал здоровья подростков, том 74, выпуск 1, 36–43.
  2. Kilburn K, Prencipe L, Hjelm L, Peterman A, Handa S, Palermo T. Examination of performance of the Center for Epidemiologic Studies Depression Scale Short Form 10 among African youth in poor, rural households. BMC Psychiatry. 2018 Jun 18;18(1):201. doi: 10.1186/s12888-018-1774-z. PMID: 29914413; PMCID: PMC6006708.
  3. Dudek KA, Dion-Albert L, Kaufmann FN, Tuck E, Lebel M, Menard C. Neurobiology of resilience in depression: immune and vascular insights from human and animal studies. Eur J Neurosci. 2021 Jan;53(1):183-221. doi: 10.1111/ejn.14547. Epub 2019 Sep 13. PMID: 31421056; PMCID: PMC7891571.
  4. Vidal C, Lhaksampa T, Miller L, Platt R. Social media use and depression in adolescents: a scoping review. Int Rev Psychiatry. 2020 May;32(3):235-253. doi: 10.1080/09540261.2020.1720623. Epub 2020 Feb 17. PMID: 32065542; PMCID: PMC7392374.
  5. Забозлаева И.В., Малинина Е.В., Колмогорова В.В. ДЕПРЕССИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ДИАГНОСТИКА, КЛИНИКА, ТЕРАПИЯ. Учебное пособие Челябинск 2014.
  6. Gorham LS, Sadeghi N, Eisner L, Taigman J, Haynes K, Qi K, Camp CC, Fors P, Rodriguez D, McGuire J, Garth E, Engel C, Davis M, Towbin K, Stringaris A, Nielson DM. Clinical utility of family history of depression for prognosis of adolescent depression severity and duration assessed with predictive modeling. J Child Psychol Psychiatry. 2022 Aug;63(8):939-947. doi: 10.1111/jcpp.13547. Epub 2021 Nov 30. PMID: 34847615; PMCID: PMC9541414. 
  7. Beiran D, Monte H, Amaral M, et al. Depression in adolescence: a review. Middle East Carr Psychiatry 27, 50 (2020).
  8. Ryan C. Meldrum, Salpi S. Kevorkian & Peter S. Lehmann (2023) Childhood adversity, depression, and digital self-harm, The Social Science Journal.
  9. Cole DA, Zelkowitz RL, Nick E, Martin NC, Roeder KM, Sinclair-McBride K, Spinelli T. Longitudinal and Incremental Relation of Cybervictimization to Negative Self-Cognitions and Depressive Symptoms in Young Adolescents. J Abnorm Child Psychol. 2016 Oct;44(7):1321-32. doi: 10.1007/s10802-015-0123-7. PMID: 26747449; PMCID: PMC4938781.
  10. Depression among adolescents and young adults –social and gender difference, THESIS FOR DOCTORAL DEGREE (Ph.D.) by Therese Wirback; Stockholm, 2018.
  11. Beirão, Diogo & Monte, Helena & Amaral, Marta & Longras, Alice & Matos, Carla & Villas-Boas, Francisca. (2020). Depression in adolescence: a review. Middle East Current Psychiatry. 27. 10.1186/s43045-020-00050-z.

Информация представлена в ознакомительных целях и не является руководством к лечению. При появлении симптомов заболевания обязательно обратитесь к врачу. Самолечение может быть опасно.

Все категории
О болезнях
О детях
О еде
О женском
О здоровье
О красоте
О лекарствах
О мужском
Только спросить

КОММЕНТАРИИ

Понравилась статья?

Поделись своим мнением о ней
Консультант